ЗИС-8

ЗИС-11

Редкая находка. Выборгский район Ленинградской области, берег озера Глубокое. В одном из дачных строений угадывались очертания чего-то    необычного. Совершенно не ясно, что это — видна лишь малая часть кузова, причём обшитая снаружи металлом.

Реставрация ЗИС-11

После знакомства с хозяйкой этого «домика» удалось проникнуть под её жилище. Наши ожидания оправдались — фундаментом домику служило длиннобазовое шасси ЗИС-11. Конфигурация поперечины рамы однозначно говорило о том, что это шасси раннего выпуска до 1936 года. После 1936 года поперечина стала не литой, а штампованной, изменилась и форма отверстий.

Рама

Через несколько лет удалось приобрести нашу находку. После разборки мусора и сопутствующих строений, удалось убедиться в том, что это автобус ЗИС-8. На фото — передняя часть рамы, видна жёсткая сцепка, на которой этот автобус привезли из Ленинграда.

Автобус ЗИС 11

В беседах с хозяйкой удалось выяснить, что этот автобус возил когда-то    рабочих одной из нефтебаз Ленинграда, затем был списан. Муж хозяйки, бывший водитель ЗИСа, приобрёл его и привёз на это место.

Моторный щит

Погрузка автобуса для транспортировки в Санкт-Петербург на том месте, где он стоял, была невозможна — даже на легковой машине доехать до него было проблематично из-за деревьев, которые за 40 лет из маленьких кустиков превратились в могучих красавцев. После разборки пристроек показался и характерный ЗИСовский моторный щит раннего образца с воздухозаборным лючком.

Транспортировка

Тогда мы решили вытащить ЗИС на удобное для погрузки место «своим ходом» — используя уже имеющееся дышло. Для этого было установлено недостающее колесо со ступицей. Тяговое усилие джипа сказалось достаточным для транспортировки автобуса.

Транспортировка ЗИС-11

Отсутствие рулевых тяг затрудняло транспортировку, подруливать приходилось ломом, по ходу движения.

Автобус

— Тащить таким образом автобус до Питера представлялось не целесообразным, хотя повторить опыт тех, кто притащил этот автобус из Ленинграда 40 лет назад было заманчиво. Вытащив ЗИС до большой дороги, решили подождать эвакуатор.

Оригинальная часть кузова

Пока ждали эвакуатор — внимательно изучали автобус. Сняв ненужное уже железо, удалось обнаружить оригинальную часть автобусного кузова.

Реставрация

К сожалению редуктор и карданный вал у этого ЗИСа были утрачены, как и многие другие детали. Но мы имеем опыт по восстановлению грузовиков ЗИС-5. Дельнейшую информацию по восстановлению автобуса ЗИС-8 можно увидеть в разделе «реставрация».

Запчасти

После приобретения автобуса некоторое время ушло на поиск недостающих деталей и информации — фотографий, чертежей. После экспедиции за Полярный круг у нас появилось много ЗИСовских зап. частей: мосты, двигатели, крылья, и в том числе неплохая длиннобазовая рама ЗИС-11. На фотографии — рама и мостами в процессе сборки.

Сборка заднего моста ЗИС-11

Сборка заднего моста. Реставрация автобусного шасси принципиально практически ничем не отличалась от реставрации автомобиля ЗИС-5.

Покраска рамы

На раму установлены рессоры, мосты. Рама покрашена. Установлены механические тормоза, в том числе и на передний мост.

Двигатель ЗИС-5

Двигатель ЗИС-5. Был сделан капитальный ремонт с заменой поршневой группы, втулок распределительного вала, клапанов. Электрооборудование на автобусе 12 вольт.

Карданный вал ЗИС-8

Карданный вал ЗИС-8 необычен. Он состоит из 2 частей. Недостающую и очень редкую переднюю часть с резиновой муфтой и подвесным подшипником нам удалось приобрести в городе Волгограде.

Шасси

На шасси установлен силовой агрегат и радиатор. Шасси готово. На фото виден кронштейн запасного колеса, найденный на местах боёв. Именно такие кронштейны устанавливались на автобус ЗИС-8 до 1936 года. Более поздние модификации комплектовались аналогичными кронштейнами, изготовленными из полосы.

Кузов

Изготовленная нами основа кузова является точной копией заводской. Каждая её деталь соответствует заводскому чертежу. Технология сборки кузова предусматривала изготовление отдельно элементов с последующей сборкой.

Сборка кузова

Сборка кузова.

Шильда

Шильда автобуса ЗИС-8. В верхней части можно увидеть написанный трафаретом логотип «ЗИС», ниже выбиты номера кузова, шасси, двигателя и год выпуска – 1935.

Реставрация шасси

Шасси ЗИС-8 в процессе реставрации.

Задняя часть рамы

Задняя часть рамы. Установлен задний мост с механическими тормозами, видна ранняя перекладина до 1936 года выпуска.

Основание кузова

Основание кузова. Фотография 1935 года.

Левый борт

Левый борт. Фотография 1935 года.

Правый борт

Правый борт. Фотография 1935 года.

Задняя часть кузова. Фотография 1935 года.

 

Передняя часть кузова. Фотография 1935 года.

Крыша автобуса в сборе с усилительными накладками. Фото 1935 года.

Каркас кузова

Каркас кузова без крыши в процессе сборки. Виден левый и задний борта.

Каркас кузова

Каркас кузова в процессе сборки. Видна крыша и передний борт.

Кабина шофера

Кабина шофера в разобранном виде. 1935 год.

Кабина шофера

Кабина шофера в разобранном виде. 2011 год.

Задняя часть кузова

Задняя часть кузова. Виден проём задней входной двери и место под подножку.

Задняя часть крыши.

Готовый каркас

Готовый каркас кузова вывешен на стапеле. 1935 год.

Готовый каркас

Готовый каркас кузова установлен на шасси в сборе с моторным щитом. 2012 год.

Готовый каркас кузова переносится в цех сборки. 1935 год.

Готовый каркас кузова, установленный на шасси, закатывается в бокс для дальнейших работ. 2012 год.

Сборка каркаса кузова. 1935 год.

Каркас

Обработанный специальной пропиткой каркас кузова. Крыша обтянута брезентом и несколько раз прокрашена.

Средняя часть крыши «опалублена» 10-мм шпунтованной доской, боковая обита железом.

Задняя часть кузова в процессе работ. Частично обшит фанерой потолок.

Рамки ветрового стекла в процессе изготовления и подгонки по месту. Виден маршрутный аншлаг.

Задняя подножка. На фото – без решетки, отчетливо виден уклон дна подножки для удаления грязи.

Передняя часть кузова. Без пола, видна обшивка потолка и электропроводка осветителей салона. 1935 год.

Передняя часть кузова. Виден бензобак с горловиной, установленный по левому борту.

Вальцовка листа обшивки кузова. 1935 год.

Вальцовка листа обшивки кузова. 2012 год.

Кузница. 1935 год.

Гидравлический пресс. Касымов Алим. 2012 год.

Изготовление дверного замка. 1935 год.

Изготовление болтов при помощи станка. 1935 год.

Столяр за работой. 1935 год.

Окраска штапиков. 1935 год.

Обшивка кузова металлом. Зазор между листами – максимум 4 мм.

Обшивка левого борта кузова. Видна форточка бензобака.

Салон в процессе сборки. 1935 год.

Салон автобуса без сидений. 2013 год.

Швейная мастерская. Промышленная швейная машина Singer 1907 года. 2013 год.

Автобус перед покраской. 1935 год.

Загрунтованный автобус. 2012 год.

Готовый салон автобуса. 1935 год.

Салон автобуса в процессе сборки. 2013 год.

Готовый автобус. 1935 год.

Автобус после покраски и полной сборки. 2013 год.

Автобус перед остеклением.

Готовый автобус. Вид сбоку.

Вид спереди.

Вид спереди.

Рабочее место водителя. Видно рулевое колесо, контролер открывания входной двери, щиток приборов, педальный узел, рычаг переключения передач.