Willys-MB

Willys-MB общий вид спередиАмериканское командование, уверенное в неизбежности новой мировой войны, старалось подготовиться к ней по возможности заранее. Уже в начале 1940 года было решено в кратчайшие сроки организовать производство массового легкого армейского автомобиля-вездехода. Был создан комитет по созданию малого разведывательного автомобиля и разработано техническое задание на машину, не имевшую еще тогда аналогов в мире. От автомобиля требовалось вмещать трёх человек экипажа и нести на себе 7,6– миллиметровый пулемёт, размещая все это на колёсной базе 80 дюймов (2040 мм) с колеями по 1200 мм. Первоначальные требования к весу – 1300–1600 фунтов – оказались слишком трудновыполнимыми, поэтому пришлось увеличить его до 2100 фунтов, что составляло примерно 953 кг.
Willys-MB общий вид сзадиДля участия в проекте в июне 1940 года были разосланы приглашения 135 американским фирмам, связанным с автомобилестроением. Условиями конкурса было представление первого образца уже через 49 дней и изготовление 70 экземпляров в течение 26 дней после одобрения проекта. Даже крупнейшим производителям такая задача была непосильной. Поэтому только 3 фирмы попытались получить выгодный заказ, хотя и не имели опыта в подобных разработках. Первой из них была небольшая компания «American Bantam» из города Батлера, второй - фирма «Willys-Overland», а третьей – завод «Ford», тоже решившего испытать себя в новом деле, сулившем немалую прибыль.
В ноябре 1940 года все три фирмы получили задание на изготовление пробных партий по 1500 штук, но только Бантам выполнил это задание к весне 1941 года. Bantam RC-40 имел прямоугольные радиаторы и Г-образные передние крылья. Он-то и стал в этом варианте прототипом для образцов двух других фирм.
К выпуску первой партии Виллисов приступили в июне 1941 года. Willys МА отвечал почти всем предъявляемым требованиям и в целом по своим характеристикам оказался лучше представленных машин остальных разработчиков – конкурсантов, но перед фирмой поставили еще одну цель: снизить вес не менее чем на 10 %. Увы, задачу эту выполнить так и не удалось. Конструкторы, резонно рассудив, не стали трогать надёжные двигатель, трансмиссию и раму, а попытались снизить вес по мелочам: несколько упростив кузов, убрав некоторые не столь необходимые второстепенные элементы и даже уменьшив толщину краски. И хотя цели они не достигли, но все же машину надо было принимать к массовому выпуску, тем более, что война в Европе уже полыхала.
В итоге в производство решили все-таки запустить последнее детище фирмы Willys – модель МВ, отличавшуюся от предшествующей МА в основном только тем, что фары с крыльев перенесли под саму облицовку радиатора. Машина получилась крепкой и надёжной, обладала хорошей проходимостью. Она была проста и неприхотлива в обслуживании и могла быть легко приспособлена под самые разнообразные и многочисленные армейские нужды.
двигатель Willys-MBВ соглашении о создании вездехода оговаривалось и требование об объемах выпуска не менее 75 машин в день. Бантам мог «потянуть» выпуск от силы лишь 30, поэтому заказы на массовый выпуск новых вездеходов решили все-таки отдать его конкурентам – Виллису и Форду. Самому же Бантаму, увы, досталось лишь малопрестижное производство одноосных армейских прицепов ВТ-3. К серийной сборке автомобилей Willys модели МВ приступили 6 ноября 1941 года, а со следующего года начался массовый выпуск «Виллисов» на заводах фирмы в городе Толедо.
Первые «джипы» поступили в Советский Союз уже в октябре 1941 года. Это были как раз те самые Bantam RC-40, изготовленные промышленной партией (примерно 600 экземпляров из 2650 собранных всего машин этой серии) и прозванные нашими солдатами «бантиками». Они заметно проигрывали Виллисам, особенно по мощности, чем, в общем-то, и объяснялась их отправка в СССР, но в то время и они стали ощутимым подспорьем. И лишь весной 1942 года начались массовые поставки в Красную Армию более мощных и крепких вездеходов Willys. Однако поставкам стандартных МВ также предшествовала отдача всех более ранних версий МА по Ленд-Лизу в СССР и другие страны. 
Изготавливались «джипы» на двух заводах - Willys-Overland и Ford. В целом автомобили двух разных заводов-изготовителей были идентичными, но были некоторые мелкие различия. Вначале на задних стенках кузовов Willys МВ и Ford GPW выштамповывались названия фирм-изготовителей, но потом от этого отказались. Опытный глаз всегда мог различить Виллис и Форд. У Форда поперечина рамы под радиатором была профильная, а у Виллиса – трубчатая. Педали сцепления и тормоза Форда были литыми, а не штампованными. Головки некоторых болтов маркировались буквой «F», кроме того крышки задних «бардачков» изготавливались разной конфигурации.
кабина Willys-MBАмериканские историки утверждали, что именно Бантамы и Willys МА позволили русским в короткие сроки построить свои джипы. Вопрос этот спорен, так как, с одной стороны, именно осенью 1941 года у нас появились опытные армейские вездеходы АР-НАТИ и ГАЗ-64, действительно похожие на американских «первенцев». Однако оба этих автомобиля, спроектированных в очень сжатые сроки, основывались только на отечественных стандартных узлах и агрегатах Горьковского автозавода.
В СССР Виллисы поступали в военное время в разобранном виде, в ящиках. Собирали эти машинокомплекты на сборочных заводах в Коломне и Омске. По нашим данным, из США за годы войны к нам поступило 39 800 джипов всех моделей, согласно американской статистике их было еще больше – 43 728 единиц. После Победы тысячи этих машин были переданы в народное хозяйство, где возили председателей колхозов, директоров совхозов и разного рода руководителей низшего и среднего звена. Порой в глубинке на них раскатывали даже райкомовские работники (видимо, по примеру президентов Рузвельта и де Голля). Впоследствии как из армии, так и из гражданских организаций, они в большинстве своем попадали в частные руки. Благодаря этому многие их экземпляры дожили и до наших дней.