Studebaker SD Four 1915

Компания Studebaker была создана в 1852 году братьями Студебекерами, эмигрировавшими из Голландии. Штаб-квартира Студебекеров находилась в городе Саут-Бенд, штат Индиана, и занималась изготовлением гужевых повозок и электромобилей. Еще в конце 19 века компания попыталась создать свой собственный автомобиль. Уже начиная с 1912, она стала выпускать автомобили собственной разработки.

Автомобили марки Studebaker до революции можно было купить и в России – продажей этих автомобилей занималось, например, товарищество инженеров «Покровский и Фейерабенд». Их контора располагалась на улице Надеждинской, д. 1, на углу с Невским проспектом. 16 января 1936 года улица Надеждинская была переименована в улицу Маяковского. Они предлагали приобрести автомобили под заказ, с различными двигателями и типами кузовов – своеобразный «автосалон» начала 20-го века!

К 1912 году у фирмы Studebaker появились новые модели собственной разработки серии AA и SA с четырехцилиндровым двигателем. Особой популярностью пользовалась модель Studebaker AA, имевшая двигатель мощностью 35 л/с и стоившая в зависимости от комплектации от 850 до 1200 долларов. Именно серия AA стала первой американской моделью, продаваемой в Европе и России, где автомобили Studebaker получили признание благодаря своей надежности.

Всего за два года (1912 и 1913 гг.) было выпущено 10 тысяч автомобилей. В 1914 — 1915 годах появляются новые модели SC и SD стоимостью соответственно 1050 и 985 долларов.

Модель SD была оснащена четырехцилиндровым двигателем рабочим объемом 3146 см3 и мощностью 30 л/с, который оснащался коробкой передач, сблокированной с задним мостом. Кроме того, автомобиль оборудован весьма редкой для 1915 года «опцией» - электрическим стартером, причем с цепным приводом! Соответственно предусмотрен и генератор, который установлен вертикально, и аккумулятор 6 вольт.

Эти автомобили пользовались большим спросом в Новом и Старом Свете — за один лишь 1915 год объем продаж SD составил 33 тысячи машин, таким образом, фирма заняла почетное шестое место среди многочисленных американских автомобильных фирм. С самого начала производства автомобили этой модели отличались надёжностью, высоким уровнем комфорта и элегантностью.

Представленный в музее Retrotruck автомобиль имеет 7 мест, два из которых раскладные, дополнительные. Разработкой кузовов занимался известный американский дизайнер Раймонд Лоуи.

Линейка автомобилей предусматривала различные варианты кузовов – 4-х дверные фаэтоны, 2-х местное спортивное купе, закрытые варианты. Но уже с 1920 года выпуск 4-х цилиндровых двигателей прекратился, автомобили оснащались мощным 6-и цилиндровым силовым агрегатом.

Передних тормозов конструкция автомобиля не предусматривала, задние – механические, ленточные, привод ручного тормоза шел на те же задние ленточные тормоза. Радиатор архаичный, «сотовый», но на более поздних моделях уже появляется трубчатый. Датчик температуры охлаждающей жидкости (естественно воды) установлен прямо на крышке радиатора!

На дверях нет наружных ручек – это лишняя деталь, ведь окон, даже целлулоидных, по типу ГАЗ-А, на автомобиле не предусматривалось. На рулевой колонке установлены рычажки регулировки зажигания и ручного газа – необходимые вещь для нормальной эксплуатации автомобиля! Бензобак установлен перед лобовым стеклом, топливо поступает в карбюратор самотеком, впрочем эта конструкция «доживет» в нашей стране на ГАЗ-ММ до 1950 года, когда Полуторки окончательно сняли с производства. Поскольку на автомобиле Studebaker предусмотрен электрический стартер, амперметр – крайне важный прибор, который и установлен на приборной панели рядом со спидометром, привод которого – шестеренчатый, от ступицы переднего правого колеса.

В целом автомобиль весьма прогрессивен для своего времени, применено множество новых инженерных решений.