Opel Blitz 3,6-36S

Грузовой автомобиль Opel Blitz считается лучшим трехтонным грузовиком Вермахта и, в то же время, это единственный грузовик, который выпускался на протяжении всей войны вплоть до поражения Германии. Производство осуществлялось на специально построенном автозаводе фирмы Opel в Бранденбурге – «образцовом национал-социалистическом предприятии». С 1944 г. к выпуску этого автомобиля подключилась и фирма Daimler-Benz. Из выпущенных 129 795 трехтонных Блицов примерно сто тысяч были поставлены Вермахту и войскам СС, остальные использовались в оборонных отраслях народного хозяйства Германии.

На Opel Blitz был установлен шестицилиндровый карбюраторный рядный двигатель от легкового автомобиля Opel Admiral рабочим объемом 3626 куб. см. При 3120 оборотах в минуту мотор выдавал 73,5 лошадиных силы мощности, что совпадало с аналогичным показателем у советского ЗИС-5, но при меньшем объеме. Картер двигателя был алюминиевым, а блок и головка были выполнены из серого чугуна. На 100 километров пути автомобиль расходовал 26 литров по асфальту и 35 литров на грунтовке. 84-литровый топливный бак обеспечивал 320-километровый запас хода. В трансмиссии использовались сухое однодисковое полуцентробежное сцепление и пятиступенчатая коробка передач.

Главным же достоинством автомобиля была высокая скорость – по хорошей дороге Opel Blitz мог развивать скорость 90 км/ч. Причиной такого показателя было использование в главной передаче того же передаточного числа, равного 43/10, что и в Адмирале. Однако это решение привело к тому, что Блицы не могли буксировать тяжелые прицепы, а использование прицепа на бездорожье было полностью исключено.

Степень сжатия также имела «легковушечную» величину – шесть единиц, что требовало применять бензин первого сорта и поэтому практически исключало использование трофейного бензина на Восточном фронте. Поэтому в январе 1942 года начался выпуск модификации с уменьшенной степенью сжатия в двигателе, приспособив его, таким образом, для использования 56-го бензина, и увеличенным передаточным числом в главной передаче. Мощность снизилась всего до 68 л.с., но скорость упала до 80 км/ч. А для того, чтобы сохранить прежний запас хода объем топливного бака увеличили до 92 литров, поскольку расход возрос до 30 литров по асфальту и до 40 по грунтовке.

Поскольку руководство GM, которому принадлежал тогда Опель, противилось выпуску военной продукции, к началу войны Опель Блиц опоздал – до 1940 года выпускался лишь гражданский вариант. Но в 1940 году предприятие было национализировано, и военный вариант Блица стал поступать в войска.

Во фронтовых частях вермахта и войск СС грузовики Opel Blitz  использовались не только для перевозки личного состава и грузов, но и как шасси для установки 20- и 30-мм зенитных автоматических пушек. На базе этого же шасси было создано множество специальных машин – передвижных радиостанций, санитарных автомобилей, различных мастерских, автобусов и т.д.