Opel Blitz 2,5-32

В 1930 году на свет появилась первая серия грузовиков Opel Blitz (Молния). Это название было выбрано в результате опроса полутора миллионов жителей Германии. Был объявлен конкурс на его название, основными условиями которого были: легкость произношения и понятность, как на немецком, так и на иностранном языках, а число букв в названии не должно было превышать пяти. В конце ноября 1930 года во Франкфурте-на-Майне были подведены итоги конкурса, в результате которого и появилось название нового грузовика.

Opel Blitz 2,5–32 – 1,5–тонный вариант знаменитого грузовика. В Советском Союзе выпускался аналогичный по грузоподъемности ГАЗ-АА, однако конструктивно советская «Полуторка» значительно уступала немецкой. Это вполне объяснимо, ведь к моменту создания Опеля конструкции ГАЗ-АА было почти десять лет.

Армейскую гамму грузовых Опелей открывал легкий и экономичный 1,5–тонный вариант «2,5–32», выпускавшийся с 1936 г. Он снабжался 2,5–литровым бензиновым мотором мощностью 53 л. с. от легкового автомобиля Opel Kapitan, новой 4-х ступенчатой коробкой передач. Благодаря такому силовому агрегату Опель мог развивать скорость по шоссе до 85 км/ч, при этом расход топлива составлял всего 16,5 л бензина на 100 км

Для расширения производства всего за 190 дней был возведен новый автосборочный завод в Бранденбурге, а также создана сеть немецких предприятий – субпоставщиков различных комплектующих изделий. Солидные германские инвестиции позволили увеличить персонал фирмы почти на 40 %. Уже в середине 1930–х годов завод Опель ежегодно выпускал около 80 тысяч легковых машин, что было в два раза больше, чем делали на ДКВ. В период с 1932 по 1938 год общий годовой объем производства Опеля увеличился с 21,0 до 140,6 тысячи автомобилей всех видов, причем основной рост был достигнут благодаря интенсивному расширению выпуска грузовых машин, которые собирали уже полностью из немецких узлов и агрегатов.

Поначалу новая гамма состояла из двух моделей грузоподъемностью 1,5 и 2,0 т. На первой использовался 4–цилиндровый 2,6–литровый мотор, на второй – американский 6–цилиндровый моноблочный 3,4–литровый двигатель мощностью 55 л. с. (заимствованный от легковых автомобилей Buick). С 1931 года на 2,5–тонном грузовике Opel Blitz его мощность возросла до 64 л. с., а масса машины при этом снизилась на 120 кг. Теперь она могла перевезти груза больше, чем весила сама (немалое достижение для тех лет). Этот популярный автомобиль был изготовлен в количестве 10 тысяч экземпляров. В 1933–35 годах выпускались также грузовики Блиц грузоподъемностью в 1,0–1,8 тонны с двигателями мощностью 32–36 л. с., идентичными моторам серийных легковых автомобилей Опель.

С 1936 г. главной сферой военной деятельности Опеля стал массовый выпуск на новом заводе в Бранденбурге целой гаммы грузовиков обновленного семейства Блиц для нужд вермахта. В эту серию достаточно простых и надежных капотных автомобилей классической конструкции с рядными 6–цилиндровыми двигателями, которые получили к тому же наклонную облицовку радиатора и скругленные формы оперения и кабины, входили многочисленные унифицированные модели грузоподъемностью от 1,0 до 3,5 тонны с основными агрегатами от серийных легковых автомобилей. Впрочем, самые легкие – 1–тонные грузовики с двигателями мощностью 36 л. с. – в военных целях практически не использовались.

1,5–тонный Opel Blitz нашел широкое применение в Вермахте. Он снабжался 6-и цилиндровым верхнеклапанным бензиновым двигателем объемом 2,5 литра мощностью 53 л. с., 4-х ступенчатой коробкой передач, задними двускатными колесами, закрытой цельнометаллической кабиной. В вермахте этот автомобиль использовался в качестве легкой бортовой машины для доставки небольших грузов, быстроходного транспортера личного состава, санитарного автомобиля, шасси для легких специальных надстроек и пожарного оборудования. Машин этой модели было построено около 10 тысяч единиц.

Наибольшую же известность и распространение получили унифицированные 3–тонные грузовики Opel Blitz, которых с 1937 года до начала августа 1944 г. произвели в общей сложности более 99 тысяч экземпляров. Базовая модель представляла собой двухосный грузовой автомобиль с трехместной металлической кабиной и кузовом, выполненным в виде бортовой платформы. На первые партии машин этого типа устанавливались 3,5–литровые двигатели мощностью 65 л. с., с 1937 года рабочий объем повысился до 3,6–литрового, а мощность – до 75 л. с., но позже в связи с появлением эксплуатационного ограничения мощность вновь снизили до 68 л. с.

Вес пустого автомобиля составляет 1,5 тонны – столько же, сколько и его грузоподъемность. Грузовик оказался очень удачным, однако достаточно сложным в ремонте и обслуживании. Большое количество таких автомобилей попало на дороги СССР в качестве трофейных, но «прожить» им было суждено недолго – уже к началу 50-х годов они активно заменялись новой советской техникой.

Нельзя не сказать нескольких слов и о внешности Opel Blitz. Она вовсе не возникла стихийно, как может показаться на первый взгляд, а наоборот, являлась хорошо продуманной и детально разработанной. Внешнему виду автомобилей в Германии вообще, и Опелей в частности немцы уделяли много внимания. Наряду с чисто техническими и эргономическими параметрами это имело и большое идеологическое значение: четкие изгибы, выверенные очертания и внушительный вид немецких автомобилей, по мнению нацистской пропаганды, должны были подчеркивать мощь и силу Третьего рейха, преимущества нацистского строя и почтение перед техникой Великой Германии. Разумеется, в первую очередь все вышесказанное относилось к легковым автомобилям, но и грузовики Opel Blitz внешне являлись прямым продолжением этой доктрины.