Уникальная находка под Выборгом

Итак, отработав более 20 лет, пройдя через несколько капитальных ремонтов, довоенный ЗИС-8 все-таки был списан. Точный год списания установить не удалось, однако известно, что во всяком случае в последнее время он на городских маршрутах не работал, а был служебной развозкой на одной из Ленинградских нефтебаз. После списания его забрал к себе на дачный участок один из работников нефтебазы. Автобус был притащен на жесткой сцепке (которая, кстати, сохранилась — но об этом позже) на берег озера Глубокого, под Выборг. Постепенно его обшивали, делали пристройки, и со временем стало довольно трудно догадаться, что это вообще автобус. Внутри установили печку и сделали перегородку — получилось целых две комнаты! И в нем… жили! Да, просто жили, отдыхали на берегу озера! Благодаря хозяевам, которые тщательно покрыли крышу рубероидом и залили битумом, а также обшили автобус практически со всех сторон, деревянный каркас кузова сохранился в очень хорошем состоянии.
Надо отметить, что этот автобус был известен в узких кругах любителей ретро техники примерно с конца 90-х годов. С нами информацией про этот автобус поделился уникальный человек, автомобильный историк, кандидат исторических наук Вадим Игоревич Матвеенко. Когда мы приехали на место, где стоял автобус, было очень сложно понять, что это вообще такое — довоенный ЗИС-8, послевоенный АТУЛ, фургончик от грузовика, а может быть просто… Сарай? Просто обыкновенный сарай, почему нет? Ведь не было видно даже колес! Было решено пойти на решительные шаги для точной атрибуции объекта. И шуток в самом деле никто не шутил — под него был сделан… Подкоп! Ведь попав под предполагаемый автобус, можно было с точностью определить какая у него рама, мосты, что это вообще за изделие. И — о чудо! Оказалось что задний мост у этого "домика" — ЗИС-5, с механическими тормозами, а рама — длиннобазная ЗИС-11 с ранней поперечиной (до 1936 года) — именно такая, какая и должна быть на ЗИС-8.
После осмотра шасси автобуса стало ясно — экземпляр однозначно стоящий, сохранить его безусловно нужно, просто необходимо! Ведь даже если кузов сильно переделан, а может быть вообще не имеет отношения к шасси — даже просто самих рам длиннобазных рам ЗИС-11 во всей стране осталось менее 10 штук! В скором времени удалось отыскать хозяйку, договориться о встрече, она разрешила осмотреть переднюю часть кузова, которая находилась внутри пристроенного сарайчика. Сразу же в глаза бросился характерный ЗИСовский моторный щит с воздухозаборным лючком (кстати, раннего образца — уплотнительный ремешок капота крепится на заклепках, а не входит в пазы) и передняя часть рамы с передней балкой. Всё это было под крышей, сфотографировано уже без нее.
Спереди была пристройка, её убрали. Левое переднее колесо оказалось родным, правда сама покрышка была гладкая, "как коленка". Оно и понятно — на списанный автобус, который должен был просто "доковылять" до места своей вечной стоянки, едва ли имело смысл обувать новую резину…
Переднее правое колесо поставили мы, а вот дышло было уже "в комплекте". Видимо, его притащили на место при помощи этого самого дышла, а снимать не стали. За что им большое спасибо, облегчили нам работу. Для транспортировки автобуса нам потребовалось только "надеть" на балку поворотный кулак, ступицу и само колесо — и все, можно ехать! Пусть и на жесткой сцепке, но все же… Кстати, надо отметить — практически все колеса, что были на автобуса, "держали" воздух! Удивительно — столько лет…
Сверху крыша была залита битумом, поэтому достаточно хорошо сохранилась. От пристройки, правда, автобус пришлось вырубать топором. При этом самом "вырубании топором", кстати, провалилась крыша пристройки, однако крыша автобуса спокойно выдержала двух плечистых мужчин. Кстати, не попала в кадр печная труба, она немного справа.
Под автобусом нашелся его капот. Это верхняя часть, боковины нашлись позже. Как он сохранился до сих пор для всех загадка…
После того, как все пристройки были разобраны, а крыша в прямом смысле вырублена топором, настала пора вытаскивать автобус с места, на котором он простоял около 50 лет. Назад тащили лебёдкой, на машине или тем более спец. технике было не подъехать — очень узко.
Постепенно начала показываться левая часть Лайнера. В кадр попал диск от Студебекера. Стал виден цвет, в который он был покрашен еще при жизни в качестве автобуса — красный. Однако это не первоначальный цвет — далее будет видно что все-таки голубой был, во всяком случае, более ранним, чем красный.
Вот и передок показался. Если присмотреться — можно увидеть цвет, скрытый под красным. И — желтую полосу, которая, несомненно, добавляла изящества этому Лайнеру при жизни.
Когда смотришь на эту фотографию — невольно хочется пошутить про то, что это — самый-самый "трушный" дом на колесах, в общем-то в прямом смысле) А что? Две комнаты, печка, занавесочки, даже телевизор! Все удобства! А самое главное — для владения, хотя нет, даже можно сказать ЖИЗНИ с таким домом на колесах не нужны ни права, ни трезвая голова…
Поскольку автобус не входил в повороты, пришлось поработать внедорожным домкратом. Весьма успешно.

Почти на дороге…

Зацепили за машину, которая моложе ровно на 70 лет.
Колёса постоянно убегали, поскольку поперечную тягу мы к правому поворотному кулаку подсоединять не стали. Что же, не беда — приходилось только немного … "подруливать". Хотя роль штурвала Лайнера успешно исполнял лом.
Через пару километров выехали на большую дорогу, где можно было грузить автобус на платформу. Среди "спасателей Малибу" были высказаны предложения на буксире доехать прямо до города, но здравый смысл взял верх — ведь родная резина будет изнашиваться, жалко! А так бы — без проблем, катился автобус просто отлично.
Погрузили на платформу. Теперь резина изнашиваться не будет — можно как говорится хоть в Крым, хоть в Рим!

телевизор15.06.2014, 10349 просмотров.